|
|
Разряды наречий по образованию
|
|
Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имён существительных, связаны с предметным значением (дома, набок, наземь); наречия, образованные от имён числительных, - со значением числа (вдвое, вдвоём, дважды); наречия, образованные от имён прилагательных, - со значением качества (красиво, ласково, тепло, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имён существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: вдрызг, втихомолку, второпях, дотла, насмарку, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имён (например: поделом, слева, справа).
Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
а) наречия, соотносительные с местоимениями;
б) наречия, соотносительные с именами существительными;
в) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
г) наречия, соотносительные с именами числительными;
д) наречия, соотносительные с глаголами.
|
|
|
|
|