|
|
Словосочетания от главного слова
|
|
Словосочетания от главного слова
В зависимости от того, какое слово является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:
Глагольные словосочетания
1. Глагольные словосочетания с именем существительным:
а) беспредложные (например: искать покоя, писать брату, рубить топором, читать книгу),
б) предложные (например: встретиться с друзьями, говорить об искусстве, подъехать к дому, положить на стол, стоять у дороги).
2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).
3. Глагольные словосочетания с наречием (например: заниматься вдвоём, поступать справедливо).
Именные словосочетания
I. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
1. С именами существительными:
1) беспредложные (например: вышивание бисером, письмо родителям,тезисы доклада);
2) предложные (например: вагон для некурящих, встреча на Эльбе, вход в театр, дом с колоннами, прогулка по лесу);
2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа);
3. С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);
4.С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).
II. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
1. С именами существительными:
1) беспредложные (например: довольный ответом, достойный похвалы, доступный читателю);
2) предложные (например: готовый на подвиг, ласковый с детьми, свободный от гнёта, смелый в бою, способный к музыке);
2. С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);
3. С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).
III. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (например: две книги, оба друга, третий из спутников, трое в шинелях).
IV. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (например: кто-то из студентов, нечто новое).
Наречные словосочетания
1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).
2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).
Приведённая схема не касается дальнейших деталей. Так, в глагольных словосочетаниях в роли зависимого слова может выступать деепричастие (например: говорить улыбаясь, идти оглядываясь).
Не все типы словосочетаний одинаково продуктивны в современном русском языке. Так, очень продуктивны именные словосочетания с предлогом по и дательным падежом, например: инспектор по кадрам, показатели неуспеваемости, родственник по мужу, специалист по рыболовству, товарищ по работе и т.п. Некоторые из них являются новообразованиями, стилистически не всегда полноценными (ср.: показатели успеваемости - показатели неуспеваемости).
С другой стороны, непродуктивными следует считать в настоящее время словосочетания с дательным падежом без предлога типа корм лошадям (ср.: корм для лошадей), словосочетания с предлогом о и предложным падежом, выражающие атрибутивные отношения, типа стол о трёх ножках (ср.: стол с тремя ножками) и некоторые другие.
|
|
|
|
|