|
|
Категории лица
Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (третье лицо). Формы первого и второго лица отличаются от формы третьего лица тем, что указывают на определенное лицо (подлежащее) (на говорящего или на его собеседника), в то время как форма третьего лица не содержит указания на определённое лицо (или предмет), и подлежащее может быть выражено любым существительным.
Личные формы глагола, кроме первичных значений, свойственных им в диалогической речи, могут иметь ряд других значений. Обобщенно-личное значение обычно выражается формой второго лица единственного числа, обозначающей действие или состояние любого лица и употребляемой обычно без местоимения ты, например: Как постелешься, так и выспишься (посл.). Такие формы могут обозначать действия и самого говорящего (первое лицо), например: Встанешь, бывало, пораньше, схватишь удочки и бежишь на речку. Неопределенно-личное значение связано с формой третьего лица множественного числа настоящего и с формой множественного числа прошедшего времени. Эта форма выражает действие без указания деятелей: Шум умножался. Били в набат (П.). В разговорной речи форма третьего лица с неопределённо-личным значением может обозначать действие, производимое самим говорящим, например: Кому говорят! Кого спрашивают!
Особые значения личных форм часто связываются с оттенками экспрессивной речи. Так, в авторской речи (публицистической, научной, деловой) часто употребление формы первого лица множественного числа вместо формы первого лица единственного числа: Мы коснулись содержания «Онегина», обратимся к разбору характеров действующих лиц этого романа (Бел.). В экспрессивной речи возможно употребление первого лица множественного числа вместо второго лица: Ну, как мы себя чувствуем? Что скажете хорошенького? (Ч.). Так называемая «форма вежливости» выражается употреблением формы второго лица множественного числа вместо формы второго лица единственного числа.
|
|
|
|